В прошедшем месяце Группа ТРИЗ осуществила поставку силового (ВВГнг(А)-FRLS 4x70, производитель Сарансккабель)  и слаботочного (КПСЭСнг(А)-FRLS 1x2x0,75, производитель НПП Спецкабель)  кабеля для проведения работ по реконструкции систем безопасности  на  Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова  - филиале ПАО «ТУПОЛЕВ».

История этого предприятия ведется с 14 мая 1927 г., когда в свет вышло постановление Совета Труда и Обороны СССР об организации Государственного авиационного завода №7 в Москве, который по истечении  5 месяцев получил инвентарный номер – 22.

Тогда перед предприятием была поставлена задача чрезвычайной важности – в кратчайшие сроки обеспечить  выпуск отечественных цельнометаллических самолетов – разведчиков АНТ-3.

С 1927 по 1931 г. коллектив завода освоил массовое производство самолетов, спроектированных в ОКБ А.Н. Туполева: АНТ-3, двухмоторных бомбардировщиков АНТ-4, истребителей типа АНТ-5, дальних четырехмоторных бомбардировщиков АНТ-6. На самолете АНТ-4 «Страна Советов» в 1929 году был совершен перелет Москва – Нью-Йорк – Москва, продемонстрировавший всему миру достижения советского авиастроения и мастерство  советских летчиков.

Пять лет спустя именно на АНТ-4 Анатолий Ляпидевский вывез женщин и детей, участвовавших в экспедиции парохода «Челюскин», затонувшего в Северном-Ледовитом океане.
В 1931 году завод приступил к серийному производству самолета АНТ-7 - самолета-разведчика, истребителя дальнего сопровождения, бомбардировщика, торпедоносца. Ранее в серию был запущен пассажирский  АНТ-9.  Решение о его запуске в серию было принято с самого начала проектирования, поэтому выпуск самолета начался уже в 1929 году. Опытный образец АНТ-9 был построен в рекордно короткий срок – всего за 4,5 месяца, а затем был выставлен на Красной площади, как символ могущества отечественного авиастроения.

В 1933 году в авиационной катастрофе погиб директор предприятия Сергей Петрович Горбунов. По просьбе коллектива заводу было присвоено его имя.
Авиазавод в Казани, история которого началась на 5 лет позже московского, был объявлен ударной стройкой пятилетки. К 1934 году на месте пустырей и болот был возведен промышленный комплекс по производству самолетов. Первенцем Казанского авиазавода стал спортивно-тренировочный самолет КАИ-1, поднявшийся в небо в 1935 году. Предполагалось выпускать его как пассажирский самолет для обслуживания местных авиалиний и как самолет военного типа. Еще через 2 месяца КАИ-1 принял участие во Всесоюзном перелете спортивно-учебных самолетов, организованном редакцией газеты «Правда» и Центральным советом ОСОАВИАХИМа, в результате чего он получил самую высокую оценку у специалистов.

В 1939 году на Казанском авиазаводе был построен АНТ-20бис – аналог знаменитого самолета «Максим Горький». Уже к концу 30-х годов построенный в Казани авиазавод сумел поставить на крыло несколько типов самолетов: дальний бомбардировщик ДБ-А, тяжелый бомбардировщик Пе-8, пассажирский самолет Ли-2.
В ноябре 1941 года с началом Великой Отечественной войны на территорию казанского предприятия был эвакуирован авиационный завод №22 из Москвы. 26 декабря 1941 г. приказом Наркомата авиапромышленности Московский авиазавод №22 и Казанский авиазавод №124 были объединены. Предприятие получило название «Казанский авиационный завод №22 им. С.П.Горбунова».

В годы Великой Отечественной войны Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова выпускал для фронта пикирующий бомбардировщик Пе-2 и дальний бомбардировщик Пе-8. Каждые сутки завод отправлял на фронт по 10-12 боевых самолетов Пе-2. За годы войны их было выпущено более 10 тысяч. Пе-2 стал основным бомбардировщиком отечественных ВВС.

За боевые заслуги на фронтах Великой Отечественной войны 14 работников завода были удостоены звания «Герой Советского Союза», а коллектив завода в 1945 году награжден вторым орденом – орденом Красного Знамени, за  образцовое выполнение задания Правительства по производству боевых самолетов. На вечное хранение заводу было передано переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны СССР.

С окончанием Великой Отечественной войны в цехах Казанского авиазавода №22 внедрялись прогрессивное оборудование и оснащение, осваивались передовые технологии, совершенствовалась организация труда.

В 1945 году наркоматом было принято решение о запуске в производство на Казанском авиазаводе дальнего тяжелого бомбардировщика Ту-4 – первого советского носителя атомного оружия. В рекордные сроки, за 1,5 года, коллектив завода смог поставить этот самолет на крыло. В Казани было выпущено более 600 машин, которые стали основой стратегической авиации страны.

Новую эпоху отечественной дальней авиации открыл самолет Ту-16 с турбореактивными двигателями, который был призван заменить винтомоторный бомбардировщик Ту-4, вдвое превосходя его по скорости.

Уже через 5 лет успешного производства и эксплуатации Ту-16 Совет Министров СССР принимает решение о постановке на производство пассажирского авиалайнера Ту-104 на базе бомбардировщика Ту-16. В 1956 году Советское Правительство принимает решение о всемерной поддержке отечественного авиастроения. Первым шагом в этом направлении был заказ на модификацию Ту-104 – Ту-110 для государственных нужд. Тогда все советское правительство пересело на самолеты, собранные на Казанском авиазаводе им. С.П.Горбунова. Еще через 10 лет высшее руководство страны  будет летать на дальнемагистральных Ил-62М, также изготовленных на казанском  авиационном объединении.

Параллельно продолжает развиваться  и дальняя авиация: дозвуковые дальние бомбардировщики – ракетоносцы Ту-22, производившиеся на заводе в 1960 -1969 гг., отличались высокой надежностью и отличными пилотажными качествами. Казанский авиазавод выпустил 311 самолетов Ту-22 различных модификаций.
В период с 1970 по 1990 г. были освоены и запущены в серийное производство сверхзвуковые дальние бомбардировщики и ракетоносцы Ту-22М, Ту-22М2, Ту-22М3 и сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160. В связи с этим на объединении практически вдвое увеличилось количество производственных площадей, обновился парк технологического оборудования.

В 1971 году за успешное выполнение пятилетнего плана и организацию производства новой техники завод был награжден орденом Ленина, а в 1977 году за заслуги в создании и производстве новой авиационной техники – орденом Октябрьской революции.
В середине 1990-х Казанский авиазавод им. С.П. Горбунова совместно с КБ «Туполев» начинает разработку и освоение производства пассажирского авиалайнера Ту-214. В 1996 году состоялся первый полет серийного самолета.

22 октября 2009 г. ПАО «КАПО им. С.П. Горбунова» вошло в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК»), образованной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. В марте 2013 года Советом директоров ПАО «ОАК» было принято решение об интеграции двух предприятий: ПАО «КАПО им. С. П. Горбунова» и ПАО «Туполев».  Реорганизация компаний завершилась в июне 2014 года путем присоединения ПАО «КАПО им. С.П. Горбунова» к ПАО «Туполев». Новое предприятие в Казани получило название Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова – филиал ПАО «Туполев» (КАЗ им. С.П.Горбунова).

По спецзаказу Управления делами Президента РФ силами ПАО «Туполев» были разработаны специальные модификации Ту-214. Дальность полета этих спецбортов увеличена до 10 000 км за счет установки дополнительных топливных баков. Самолет Ту-214 стал также оптимальным лайнером для производства самолетов для Министерства обороны РФ. В частности, на КАЗ им. С.П. Горбунова осуществляется выпуск Ту-214ОН, разработанного для реализации Международного проекта «Открытое небо».

Кроме того, на предприятии производится капитальный ремонт и модернизация стратегического ракетоносца Ту-160, а с 2011 года – и бомбардировщика Ту-22М3.
На данный момент КАЗ им. С.П. Горбунова - единственное предприятие в России, которое способно выпускать стратегические бомбардировщики последнего поколения, потребность в которых определяется военной оборонной доктриной нашего государства.

Еще одно перспективное направление деятельности завода - развитие производства по кооперации. Сейчас на предприятии ведется активная работа по освоению выпуска оперения для самолета Ил-76-МД-90А. Осваивая производство новых типов самолетов, КАЗ им. С.П. Горбунова постоянно совершенствует свою производственную базу, уделяя внимание техническому оснащению производства современным оборудованием и внедрению передовых и уникальных технологий.

Благодарим нашего Заказчика - крупную нижегородскую компанию (подрядчика проведения работ) -   за возможность осуществить эту поставку!